» » Если ребенок не разговаривает в три года
загрузка...

Если ребенок не разговаривает в три года

Почему ребенок не говорит?

почему ребенок не говоритРебенок не разговаривает, изъясняется жестами, хотя его ровесники давно уже говорят предложениями. Как поступить в такой ситуации – ждать или обратиться к врачу?

Переживания родителей нельзя назвать беспочвенными, потому что учиться говорить малыш должен в определенный период особой восприимчивости к освоению слов и словосочетаний. Этот период приходится на первые три года жизни ребенка, когда он постоянно стремится узнать что-то новое и поделиться своими впечатлениями с близкими. Если за это время малыш не научится говорить, то в дальнейшем ему будет намного труднее.

Первое, что должны сделать родители – это убедиться в том, что у ребенка нет дефектов слуха, и его центральная нервная система находится в норме. Это позволит в дальнейшем более точно определить основную причину задержки речевого развития и найти правильные пути к ее устранению.

Форма речи

Примерный возраст появления

1 Интонирует крики (Вы
можете различать крики удовольствия и неудовольствия)
1-2 мес.
2 Гуканье, гуление (Ребенок
повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные
слоги, как будто играет с ними)
1,5-3 мес.
3 Лепет (Ребенок повторяет
за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее
из одинаковых слогов)
4-5 мес.
4 Лепетные слова (Ребенок
использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех
открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний
(би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)
8 мес. — 1 год 2 мес.
5 Двусловные предложения
(Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например:
дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)
1 год 6 мес. — 2 года
2 мес.
6 Активный рост словаря
(Ребенок спрашивает, как это называется)
1 год 9 мес. — 2 года
6 мес.
7 Появление грамматических
форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам,
падежам и др.)
2 года 4 мес. — 3 года
6 мес.
8 Словотворчество (Ребенок
«сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного
языка)
2 года 6 мес. — 3 года
5 мес.
9 Ребенок проговаривает
свои действия, когда он один играет с игрушками или занят
еще каким-то делом
2 года 6 мес. — 3 года
6 мес.

Форма речи

Примерный возраст появления

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым
своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них
быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно
поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно,
«как взрослые».

Мне очень жаль таких деток. Как-то я попала в неврологическое отделение с Машей, нам ставили ДЦП легкой формы под вопросом, но после осмотра врача сняли. И я не медля поехала обратно домой, потому что больно было находиться в такой обстановке...

Наследственность. Если мама, папа, бабушка или дедушка поздно начали разговаривать, не удивительно, что ваш ребенок последует примеру своих родственников.
Если ребенок не разговаривает в три года
Перенесенные тяжелые заболевания в первые годы жизни так же влияют на развитие речи у детей. Знаю историю, когда ребенок, перенесший в младенчестве несколько операций под наркозом, вообще перестал гулить и развиваться.

Неблагоприятная социальная атмосфера в доме очень часто приводит к замкнутости ребенка. И в последствии к задержке в речи.

– Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

– Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

При патологических родах, если малыш получает травму головы (вытягивают щипцами за голову; таз матери не достаточно широк, и не позволяет свободно выйти головке малыша), которая может привести к кровоизлиянию внутри черепа и нарушить в головном мозге речевые зоны.
Отставание в развитии речи может быть и из-за перенесенного в грудном возрасте инфекционного заболевания; различного рода повреждения спинного мозга; черепно-мозговые травмы.

Если ребенок 3 лет не разговаривает, как понять является ли это проблемой?

Мамы любят хвастаться друг другу успехами своих деток, и очень сложно удержаться и не сравнивать малыша со сверстниками (а также с братьями и сестрами в его возрасте). Занятие это не благодарное по многим причинам. Например, по наблюдениям педагогов, девочки начинают активно разговаривать в среднем раньше мальчиков, поэтому глупо было бы сравнивать их между собой. Помните и о том, что родители часто невольно приукрашивают достижения своих чад. Например, ребенок сказал первое слово в 10 месяцев, а родным и друзьям спустя какое-то время рассказывается, что он уже вовсю говорил в полгода. А главное, сравнение с другими детьми мешает вам любить и принимать малыша безусловно, отнимает много нервов и сил.

Попробуйте сказать себе «стоп». Ваш малыш уникален, он развивается в своем темпе, вы же можете немного помочь ему и просто любоваться тем, как он растет и взрослеет. Обязательно отмечайте успехи: «А вот этого слова неделю назад еще не было!» Можете вести дневник занятий, тогда прогресс будет для вас более наглядным.

Пускать на самотек

В случае если вашему ребенку 3-4 года и он относительно нормально говорит, но произносит некоторые буквы, то следует навестить как невропатолога, но и логопеда. Затрудненность речи, которая может выражаться по-разному, у ребенка может появиться и в результате банального недостатка в общении с ним. Бывает, что воспитанием ребенка в основном занимаются бабушка и дедушка, которые не любят много разговаривать, то вероятней всего ребенка нужно отвести в садик, где в коллективе он сможет наверстать недостаток общения и он начнет разговаривать нормально, чем значительно порадует и родителей и родственников.

Лучшее место, где ребенку можно почитать книжки перед сном. Только делать это необходимо регулярно, даже если вы перечитываете любимую сказку ребенка в двадцатый раз.

ПРАГМАТИКА или социально-психологический аспект развития речи
Поняла, что нужно поговорить еще об одном важном аспекте развития речи.
О нем часто забывают, считая его само собой разумеющимся, по этой же причине не сразу написала и я. Это так называемая прагматика речи или ее социально-психологический аспект. Все это в полной мере относится и ко взрослым, но говорить мы будем только о начале формирования речи.

Прежде всего вспомним о том, что речь возникла и развивается в общении, то есть в диалоге. В диалоге обычно участвуют двое, один из которых говорит, другой слушает и потом отвечает, то есть существует некая очередность обмена сигналами.
Внимание: когда один просит другого повторить за ним что-то - это уже не диалог!!!

Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил:
У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении. Все помнят анекдот про мальчика, который в 7 лет сказал, что каша не досолена и не говорил раньше, потому что все было в порядке.
Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. ( я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос )
То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе ) сортирует предметы.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу.
Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение.
Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой - представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа.
Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.

Наверх